Цели мониторинга качества дошкольного образования
Цель мониторинга - сбор и анализ информации о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Для принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в Благодарненском городском округе выделены цели по следующим направлениям:
- совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования, а также повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;
- повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого - педагогические условия);
- совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу; повышение качества управления в ДОУ.
- Постановление №2005 от 12.12.2019г. Об утверждении муниципальной программы Благодарненского городского округа Ставропольского края «Развитие образования и молодежной политики»
- Постановление №1106 от 11.10.2021г. Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)»
- Постановление №571 от 23.05.2022г. Об утверждении Порядка комплектования дошкольных образовательных организаций Благодарненского городского округа Ставропольского края
- Постановление №180 от 21.02.2022г. О закреплении дошкольных образовательных организаций за территориальными участками (микрорайонами) Благодарненского городского округа Ставропольского края для учёта детей, проживающих на закрепленном за организацией территориальном участке, и имеющих право на получение дошкольного образования
- Постановление №750 от 06.07.2018г. Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, на территории Благодарненского района Ставропольского края
Задачи мониторинга качества дошкольного образования
- совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования, а также повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;
- повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;
- повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого — педагогические условия);
- совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу; повышение качества управления в ДОУ;
- информирование участников образовательного процесса о состоянии и развитии системы дошкольного образования в муниципалитете.
- Постановление №545 от 20.05.2022г. О внесении изменения в положение о плате, взимаемой с родителей (законных представителе) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Благодарненского городского округа Ставропольского края , утвержденное постановлением администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от 08 июня 2020 года №640
- Постановление №836 от 27.07.2021г. О внесении изменения в положение о плате, взимаемой с родителей (законных представителе) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Благодарненского городского округа Ставропольского края , утвержденное постановлением администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от 08 июня 2020 года №640
Показатели
Для проведения мониторинга качества дошкольного образования определяется ряд показателей эффективности системы дошкольного образования:
- доля ДОО, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
- доля ДОО, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- доля ДОО с низким/высоким уровнем качества образовательной среды;
- доля ДОО, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ;
- доля ДОО, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми; в ДОО созданы санитарно-гигиенические условия; в ДОО проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья; в ДОО организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; в ДОО организовано медицинское обслуживание; обеспечена безопасность пребывания детей в ДОО;
- доля руководителей ДОО, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, от общего числа руководителей всех ДОО в муниципалитете;
- доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: обеспеченность ДОО педагогическими кадрами (%); доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием;
- доля ДОО, в которых развивающая предметно-пространственная среда соответствуют требованиям ФГОС ДО;
- доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- доля ДОО, в которых организовано взаимодействие с семьей.
- приказ по итогам конкурса Зеленый огонек - 2022
- приказ об итогах конкурса Детский сад года – 2022
Методы сбора информации
Для реализации целей Мониторинга предусмотрен сбор информации системы дошкольного образования на муниципальном уровне и уровне ДОО.
Методы сборы информации определяются особенностями каждого из уровней.
В ДОО могут быть использованы:
-структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе ДОО с использованием оценочных шкал;
-экспертная оценка образовательных условий ДОО;
-анкетирование родителей/законных представителей воспитанников ДОО;
-самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).
Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в ВСОКО, разработанной и реализуемой ДОО.
На муниципальном уровне могут быть использованы:
-изучение открытых источников информации о деятельности ДОО (интернет-сайты ДОО);
-изучение информации о ДОО, полученной по запросу муниципалитета.
Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражено в Положении о муниципальной системе оценки и управления качеством дошкольного образования Благодарненского городского округа.
Анализ результатов мониторинга
По итогам мониторинга качества дошкольного образования составляется аналитический отчет (справка), который должен включать следующие разделы:
- общая информация о мониторинге качества дошкольного образования в округе.
- результаты мониторинга качества дошкольного образования по отдельным показателям:
- качество образовательных программ дошкольного образования;
- качество содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- качество образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
- качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОУ;
- качество взаимодействия с семьей (участия семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- качество услуг по присмотру и уходу, по обеспечению здоровья и безопасности;
- повышение качества управления в ДОУ;
- обобщенные результаты мониторинга качества дошкольного образования;
- динамика качества дошкольного образования в Благодарненском ГО СК
Адресные рекомендации по результатам анализа
Адресные рекомендации формируются на основе рекомендаций, включенных в аналитический отчет, которые могут быть даны:
- педагогам образовательных организаций,
- руководителям образовательной организации,
- родителям (законным представителям).
Меры, управленческие решения
Меры, мероприятия по результатам мониторинга качества дошкольного образования
Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества муниципальной системы дошкольного образования.
Цели и содержание мер и мероприятий могут обеспечивать повышение качества дошкольного образования по одному или нескольким взаимосвязанным показателям, которые являются актуальными для всей системы дошкольного образования Курского МО СК, или могут относиться к деятельности отдельных ДОУ.
Нормативной основой проведения мер и мероприятий являются распорядительные документы (распоряжения, планы, дорожные карты).
В каждом из документов должны быть отражены основания для принимаемых мер и/или планируемых мероприятий (информация, полученная по результатам мониторинга оценки качества дошкольного образования), сведения о сроках, об ответственных за проведение и об участниках.
Управленческие решения
Факт проведения мероприятий также должен быть зафиксирован управленческим документом (подписанный протокол проведения мероприятия с указанием информации о сроках, формах и участниках мероприятия).
Принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа качества дошкольного образования
Управленческое решение оформляется в виде нормативно-правового акта, распорядительного документа, который содержит сведения о принимаемых управленческих решениях (в том числе о поощрении), сведения о сроках реализации управленческих решений, об ответственных и об участниках.
- Приказ №282 от 14.05.2018г. О создании службы ранней помощи детям с нарушениями развития или высоким риском возникновения нарушения развития и их родителям
-Приложение 1 к приказу №282 от 14.05.2018г. О создании службы ранней помощи детям с нарушениями развития или высоким риском возникновения нарушения развития и их родителям
- Приказ от 15.05.2018 №292 об утверждения положения о консультативном пункте для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи
Анализ эффективности принятых мер
Завершающим звеном управленческого цикла является анализ эффективности принятых мер, результаты которого оформляются в отчетном документе (информационная справка, доклад).
Отчетный документ должен содержать:
- сведения о сроках проведения анализа эффективности мер / мероприятий;
- результаты проведения мер/мероприятий;
-сведения о динамике показателей качества дошкольного образования;
-описание проблемы, которая ляжет в основу обоснования цели при выстраивании нового управленческого цикла.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования, и предполагают сохранение имеющейся системы мониторинга качества, либо внесения в нее необходимых изменений.